Консультация по организации питания воспитанников

Консультация для воспитателей

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

Содержание работы с детьми по формированию культуры питания заключается в учебной программе дошкольного образования. Задачи по формированию культуры питания содержаться преимущественно в следующих направлениях и образовательных областях учебной программы дошкольного образования.

Направление "Социально-нравственное и личностное развитие"

Образовательная область "Ребенок и общество"

Культура здоровья

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Рукотворный мир

Игровая деятельность

Трудовая деятельность – хозяйственно-бытовой труд и самообслуживание

Направление "Познавательное развитие"

Образовательная область: "Ребенок и природа"

Организм человека

Растения

Животные

Направление "Эстетическое развитие"

Образовательная область: "Изобразительное искусство"

Восприятие произведений изобразительного искусства: предметы декоративно-прикладного искусства (скатерти, вазочки, салфетки, кувшинчики и др.).

Однако закрепление представлений о культуре питания может осуществляться и в процессе реализации образовательных областей не указанных выше. Это можно осуществить через запланированную тему занятия. Например, формируем представление о количестве, величине и геометрических формах на занятиях по теме «На витрине продуктового магазина», «Что в холодильнике живет», при этом закрепляем представление о полезных продуктах питания. В процессе организации занятия по развитию речи и речевому общению решаем задачи грамматического строя речи, образуя новые слова: гречка- гречневая каша, рис- рисовая каша и т.д. При этом отмечаем, как полезно есть каши, выделяем самую полезную.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для реализации задач по формированию культуры питания воспитанников при планировании нерегламентированной деятельности можно использовать различные эффективные методы и приемы:

Познавательно-практическая деятельность:

  • Наблюдения, экскурсии на кухню, в овощной магазин;
  • Рассматривание и составление схем;
  • Опыты и эксперименты;
  • Приготовление салатов;
  • Игры с пособием «Модель мира» и др.

Общение:

  • Решение проблемных ситуаций;
  • Коммуникативные игры этического направления;
  • Чтение и обсуждение литературы на этические темы и др.

Игра:

  • Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Дом», «Больница»;
  • Словесные игры «Съедобное несъедобное», «Хорошо-плохо», «Топай, хлопай», «Это я, это я, это все мои друзья..» и др.
  • Дидактические игры-задания с картинками предметными и др.
  • Театрализованные игры

Художественная деятельность:

  • Чтение художественной литературы;
  • Заучивание стихов;
  • Отгадывание загадок;
  • Пословицы и поговорки;
  • Дизайн: скатерти, салфетки, посуда.
  • Рисование, лепка, аппликация: овощи, фрукты, полезные продукты, витрина магазина, декоративно-прикладные предметы;
  • Составление загадок (ТРИЗ-РТВ)  и др.

Формирование культуры питания воспитанников можно условно разделить на два направления: формирование представлений о культуре питания (полноценное питание, влияние на организм, правила этикета, культура поведения в процессе еды) и организация питания, как режимный момент, где происходит практическое закрепление данных представлений.

Очень важно научить детей соблюдать культурно-гигиенические навыки перед едой. Навык умывания и вытирания полотенцем состоит из алгоритма последовательных действий. Нужно начиная с раннего возраста формировать у детей в правильной последовательности и качественно выполнять каждый этап.

МЫТЬЕ РУК И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

  • Закатать рукава;
  • Смочить руки;
  • Взять мыло, намыливать до появления пены;
  • Положить мыло;
  • Потереть руки;
  • Смыть мыло;
  • Вымыть лицо;
  • Отжать воду;
  • Сухо вытереть руки

ВЫТИРАНИЕ:

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, вытереть все части лица.
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее спрятанной рукой.
  • Поменять положения рук и вытереть вторую руку.
  • Найти петельку и повесить полотенце

Кушать опрятно важный элемент культуры питания воспитанника.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА ДЕТЕЙ ПО СТОЛОВОЙ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПИТАНИЯ

Для четкой организации и эффективного  сопровождения питания необходимо использовать материалы стенда «Наше дежурство», картотеки сопроводительных рассказов по организации питания.

ОДЕЖДА ДЕЖУРНЫХ

Фартук для дежурного ребенка не просто защита от загрязнений, а эмблема исполнителя ответственного задания. Его покрой должен соответствовать вкусам девочек и мальчиков.

ПРИВИТИЕ ДЕЖУРНЫМ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Воспитанникам, которые дежурят по столовой (выполняют поручения) нужно твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.  Уметь правильно накрыть стол и ставить посуду. Тарелки брать таким образом, чтобы пальцы не касались внутренней их поверхности, приборы держать за ручки, ложки класть справа и ближе к тарелке, вилки класть слева зубцами вверх, ножи справа острием к тарелке.   Кружки держать за ручки, ставить ручкой справа если ребенок правша, слева если он левша.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  • дежурство носит характер поручений;
  • единство требований со стороны обоих воспитателей и  помощника воспитателя;
  • обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);
  • назначают по 1 дежурному для каждого стола (младший,);  2 дежурных на все столы – средний возраст старший возраст.
  • поощрение и благодарность за помощь;

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

младший возраст:

- к концу года можно научить детей пользоваться «Доской дежурств»;

- раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.  

средний возраст:

- сервировка стола под руководством взрослого , после еды убирать на место салфетки, салфетницы;

- уборка использованных салфеток;

- уборка грязной посуды с детских столов в определённое место (центр стола).

старший возраст:

- сервировка стола (самостоятельно, при необходимости под присмотром взрослого);

- размещение бумажных салфеток в салфетницы (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

- уборка грязной посуды и использованных салфеток, очистка столов от крошек. 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

  1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя.
  2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования.
  3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.
  4. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:  
  • проветрить помещение;
  • промыть столы горячей водой с мылом;
  • тщательно вымыть руки;
  • надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;
  • сервировать столы совместно с детьми в соответствии с приемом пищи.
  1.  К сервировке столов могут привлекаться дети с  3-4 лет (разложить салфетки под горячее или салфетницы, хлебницы).

Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.

  1. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется последовательно. Дети садятся за стол. На столе стоит салат, суп, компот. Дети съедают салат, суп. Последовательно им подается второе блюдо. Обед заканчивается компотом.
  2. Прием пищи педагогом и детьми может осуществляться одновременно.
  3. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   Результат по формированию правильного питания детей возможен только в условиях тесного сотрудничества с семьей. Для грамотной организации образовательного процесса воспитателям необходимо провести подготовительную работу:

  1. Определение статуса семей из социально-педагогической характеристики группы (выявление родителей-волонтеров)
  2. Изучение проблем по питанию детей в семьях: наблюдение за детьми, беседы с родителями, анкетирование родителей;

Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. С этой целью родители знакомиться с меню, ежедневно вывешиваемое в группах. На ужин лучше предлагать те продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду, а в выходные и праздники его рацион лучше приблизить к рациону питания детского сада.

 

Подготовила: заведующий

Парафиянович Е.П.

 

Меню раздела